В Петербурге идут съемки 16-серийного фильма «Экспроприатор», где главным героем является молодой Юрка Барон, известный многим зрителям по культовому сериалу «Бандитский Петербург». «Экспроприатор» будет показан по Первому каналу и обещает стать телевизионным событием будущего сезона, ведь его снимает сам Владимир Краснопольский, автор фильмов «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». «МК» в Питере» удалось побывать на съемочной площадке и пообщаться с 83-летним мэтром.

Съемки проходили в Белоруссии, а в Петербурге снимаются все «блокадные» эпизоды. Оказалось, что найти соответствующее этому времени место в центре города почти нереально — слишком сильно Петербург изменился за последние 70 лет. Для одного из эпизодов выбрали Галерную улицу — якобы там располагался ресторан, куда в 1944 году зашел находящийся в коротком отпуске 16-летний красноармеец Юрка. Вообще вход в ресторан рядовому составу был по правилам военного времени строго запрещен, но парень, до ужаса соскучившийся по «чистой тарелке с вилкой», уговорил швейцара его впустить. А при выходе нарвался на патруль и был задержан. С этого и начались его неприятности...

Главную роль Юрки Барона играют сразу трое актеров — в детстве, в юности и уже во взрослом возрасте. Взрослый Барон — Артем Ткаченко. В эпизоде с рестораном задействован «средний» Юрка — 22-летний студент ГИТИСа Павел Меленчук. Владимир Краснопольский пристально следит за съемками, не упуская из виду каждую реплику своих актеров.

Владимиру Краснопольскому уже 83 года, но его творческой активности позавидовал бы любой молодой режиссер: два снятых им за последние несколько лет телесериала — «Дом с лилиями» и «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» — побили все возможные рейтинги.

— Мне недавно Константин Эрнст звонил, — поделился с «МК» в Питере» Владимир Аркадьевич. — Говорит, мол, что вы сделали со зрителями, они же ничего не смотрят, только и ждут следующей серии «Дома с лилиями»! А когда шел «Вольф Мессинг», то ему пришлось три премьерных картины снять, потому что они проваливались.

В советское время фильмы Краснопольского вызывали еще больший ажиотаж. Считается, что именно он сумел доказать, что многосерийные фильмы тоже могут стать классикой. Как снять сериал так, чтобы опустели все улицы города? Этот секрет мэтр не раскрывает, хотя признается, что очень многое зависит от сценария.

— Мы надеемся, что и «Экспроприатор» вызовет интерес у публики, — говорит режиссер. — Когда мне наш продюсер с «Фаворит-фильма» предложил этот сценарий, я сначала посмотрел все серии «Бандитского Петербурга». Ведь бандиты — тоже люди. Интересно наблюдать их взаимоотношения в семье, отношение к детям. Если персонаж многогранен, тогда он интересен! Я помню, когда мы на роль Устина Морозова в фильме «Тени исчезают в полдень» пригласили Сергея Яковлева, мне стали возражать: вы что, надо брать актера, который с первой секунды будет зрителю неприятен! Хорошо, а что все остальное время ему делать, если с ним уже с первой секунды все ясно? В «Экспроприаторе» меня привлекло то же самое. Хотя у меня было одновременно и другое предложение снять мелодраму, но криминальная драма даже интереснее. Особенно когда мы не знаем, куда повернет герой — он сам запутался. В этом сценарии есть что-то и от Достоевского, и удивительно человеческие чеховские сцены, когда вся съемочная группа начинает вытирать слезу и кашлять.

Кроме того, по словам мэтра, фильмы, действие которых проходит сквозь перипетии XX века, сейчас очень интересны зрителям


Любовь Румянцева

Московский Комсомолец Санкт-Петербург