Одним из именитых гостей Шукшинских дней на Алтае-2017 стал Виктор Мережко, сценарист, кинорежиссёр, драматург, народный артист России. 80-летний Виктор Иванович рассказал «Алтайской правде», почему он, отказываясь от участия в других кинофестивалях, приехал на Алтай.
Другая закваска
– Виктор Иванович, не секрет, что вы избирательны в выборе приглашений на фестивали, которых сейчас немало проводится в России. Чем вас привлекли Алтайский край, Шукшинские чтения?
– В последнее время я много пишу, снимаю и не участвую во многих мероприятиях. Так, отказался от «Киношока» – он мне надоел. Врать не хочу. На фестивальных разъездах в каждом городе принято говорить, как там все прекрасно. Но либо это должно быть от души, либо вообще молчи. Скажу сейчас не дежурные слова. Алтай – хрестоматийное название. Таинственная щедрость. Я пользуюсь фитопродукцией с алтайской маркой, покупаю ее в аптеках Москвы. И лет сорок уже не завтракаю, выпиваю утром два стакана воды с алтайским медом. Как настоящий медоед, в Москве или Питере, когда нахожу ваш, алтайский, беру его сразу много-много, потому что у вас здесь природа еще не загажена. До Шукшинского кинофестиваля я знал Алтай по меду да по кремам. А прилетел – и был потрясен. В день открытия мы приезжаем к памятнику Шукшину, хлещет сильнейший ливень, а тысячи человек, промокшие, стоят и ждут. Они пришли поклониться Василию Макаровичу! У нас бы народ разбежался. Но вы – Алтай, люди другой закваски. Ваш губернатор произвел на меня впечатление. Это не подхалимаж, мне это ни к чему. Скажу, что он жесткий, образованный, умный, с сильным характером. Таких не много в нашей стране. Мне приятно было с ним познакомиться и поговорить.
– Но вы и сами слывете жестким человеком. Как у вас получаются такие истории, как «Родня», например, или «Вас ожидает гражданка Никанорова»?
– Нужно, чтобы сердце стучало, чтобы было больно. Понять, продумать, пройти очищение. Одна из программных картин кинофестиваля – «Не ждали», продюсировал ее Анатолий Чижиков. Не банальная, потому что есть в ней традиции русской литературы и нашего кино. Мы ведь почти потеряли свой кинематограф. Слава богу, появляются иногда приличные сериалы, но чаще видим сюжеты по расхожей схеме – Саша любит Катю, а Катя любит Петю. Это развращение публики, потому что она привыкает к примитиву. У меня снято 72 фильма, мне за них не стыдно. Та же «Сонька – Золотая ручка» – это история женщины, ее судьба. Она пошла по порочному пути и заслужила наказание, но никого никогда не предавала, а наказывая нечестных, помогала обездоленным. Для меня это принципиальная работа.
Алтайская правда